Музыкальный абсолютный слух
musical Absolute pitch

 

ФОРУМ 5 / FORUM 5

________________________________________________________________________
Юраш
Мне нравиться в Бережанском, что он не делает ограничений по возрасту.  
________________________________________________________________________
Дима
Юраш, по Бережанскому занимаетесь? Сколько занимаетесь? Каковы успехи?
________________________________________________________________________
Юраш
Занимаюсь месяца три. Прошел только 1й диск. Результат: не понижаю при пении, но пока не слышу ноты из окружающей музыки. Еще недостаточная интериоризация. Я каждый день, проснувшись, подхожу к ф-но и пою попевки, пока ни разу не ошибся. Появляется уверенность в настройке на C дур. А импровизировать стал ну совсем здорово. Уже убедился, что польза от курса огромная. В С дур по нотам могу не задумываясь спеть все, что угодно. Звук не сравнивается с другим, а просто помнится. Скорость реакции действительно быстрее.
________________________________________________________________________
Дима
Евгений, как дела? Как идут занятия?
________________________________________________________________________
Евгений
Да пытаюсь пройти последние темпы на 3 диске - еще есть небольшие шероховатости на 160 темпе при угадывании четверок в 19 упражнении и небольшие шероховатости в 17 упражнении с четверками на последних скоростях (тоже около 160). Думаю, что на этой неделе все-таки закончу эти упражнения. Останется добить 20 упражнение, которое проще, чем предыдущие, но все же важно для тестирования в 21 упражнении. В общем, я ко всему подхожу основательно (может слишком). Проблемы с комбинацией G-F исчезли. Восприятие звуков становиться все более четким, звуки выстроились в восприятии в "линеечку". В общем, интересные ощущения. Как у тебя?
________________________________________________________________________
Дима
А я работаю только в четырех октавах. На медленных темпах не сижу. Сейчас на темпе 140 четверки прохожу. Темп 150 уже не кажется заоблачно высоким, наоборот темп 120 кажется медленным. Еще пару раз было некое "прозрение", после которого ноты стал распознавать гораздо проще. Оглядываясь месяца на три назад, могу сказать, что вырос здорово. Я уже окончательно успокоился насчет сроков. Буду заниматься и год и два и три, пока буду ощущать рост.
________________________________________________________________________
Юраш
У меня тоже уже неплохие результаты. Полностью научился импровизировать в С дур. Сексты и септимы перестали быть проблемными интервалами. Теперь я их свободно использую. Начал заниматься по второму диску. Продвижение как то легче дается, чем раньше. Евгений! Можешь ли более подробно описать, что в твоем мышлении перестраивается?
________________________________________________________________________
Евгений
Да трудно описать. Очень четко начинаешь воспринимать звуки на освоенных темпах. Распознавание идет на "автомате". То, что ранее казалось невозможным, становиться возможным. 3 диск я уже, можно сказать, практически прошел. Остались еще небольшие шероховатости. Сейчас уже довольно активно тренируюсь в 20 упражнении. Скорость реакции уже выше 155 для коротких последовательностей и выше 120 для непрерывной последовательности. Восприятие становится все более и более четким, и оно проявляется на всех темпах. Интересно то, что оно затрагивает неявно и другие октавы, т.е. тренируясь в первой октаве, одновременно лучше становится восприятие в других. Иногда пробую для сравнения другие диски и вижу изменения.
________________________________________________________________________
dimac
Граждане искал материалы по развитию слуха. И случайно попал на сайт Бережанского. Все пересмотрел. Форумы перечитал. Возник такой вопрос. Как я понял, результаты у некоторых понемногу есть. Я так понимаю, что аудио-курс Бережанского развивает не только АС, но и остальные компоненты слуха. Так ли это? Какие все-таки? Есть ли польза этого курса для простого развития слуха? Не стремлюсь сильно к АС, будет когда-нибудь - слава богу, нет, так хоть бы простой развить ОС, например.
________________________________________________________________________
Сергей
Я и остальные, занимающиеся по методике, на собственном опыте убедились, что методика эффективно развивает слух. Вернее одну из его компонент - слышание ладовой краски ступеней. Эта способность лежит в основе многих "умений" слуха. Традиционно считалось, что это качество относительного слуха. Конечно, можно сказать, что, мол, занимайтесь традиционным способом и будет вам счастье. Это так, но не совсем. В традиционных методиках столько всего, что отработке ладового, ступеневого слуха уделяется довольно мало времени. И самостоятельно довольно трудно увязать все приемы традиционного сольфеджио. А методика Бережанского действительно методика - она выстроена от простого к сложному и сосредоточена на одной, но, наверное, самой важной вещи - моментальное слышание каждой ступени. Я намеренно сейчас говорю "ступени", а не "ноты" - т.к. абсолютное слышание возникает позже, если преодолен определенный "звуковой" барьер в занятиях. Так что это еще надо потрудиться и АС не угрожает свалиться вам на голову против вашего желания. Поэтому с уверенностью могу порекомендовать заниматься по методике не только и не столько в целях развития АС, но и вообще для развития слуха, получения базы для остальных навыков - пения с листа, диктанты, определение интервалов, аккордов, слышание функций и т.д. Методика довольно проста, понятна и удобна для освоения. Говорю это как человек, прошедший курс "традиционного" сольфеджио. Я жалею, что в свое время у меня не было такой методики или педагога, который добился бы от меня мгновенного слышания ступеней. Хотя у меня были хорошие учителя. Но "традиционные". И еще. Я не могу (не возьму на себя ответственность) посоветовать эту методику для подготовки в короткий срок поступающим в учебные заведения, так как поступление - это другая задача - надо натаскаться на написание диктантов, пение номеров, угадыванию на слух интервалов и проч. и т.д. Но если вы никуда не спешите и просто хотите начать развивать слух - это отличная методика. Вы очень быстро сами почувствуете, что на правильном пути. А через некоторое время вы сможете решить для себя - двигаться ли дальше к развитию АС или подключить традиционное сольфеджио, но при любом выборе время будет потрачено не зря, так как ладовый слух лежит в основе и относительного слышания и так же, по утверждению Бережанского, абсолютного.
________________________________________________________________________
Юраш
Я месяца 3 занимался только по Бережанскому и пел все мелодии только в С дур и а моль. Реакция на ладовые ступени стала моментальной. Если раньше, чтобы спеть до фа мне надо было вспомнить звучание кварты и вычислить фа от до, то теперь я точечно (конечно предварительно попев попевки) слышу просто до и фа не осознавая промежуток. В аккордах тоже утрачено цельное восприятие фонизма. Например, в C F G я не узнаю одинаковости (мажорности), каждый аккорд стал восприниматься по своему. Ну, например, я могу пропеть ре фа ля до и не могу услышать, что это септаккорд, только отдельные точечные звуки. И секвенции сложно объединить в целое. То есть все разбилось на восприятие "по слогам"
________________________________________________________________________
Сергей
Юраш, Вы говорите о некоторых признаках АС - реакция у Вас моментальная, "точечное" восприятие.
________________________________________________________________________
Паша
Господа, кто занимается по методике Б. и при этом в повседневной практике не придерживается моноладотональности, скажите, сильно ли это тормозит формирование портретов звуков? Сам собираюсь начать прохождение аудио-курса, но при этом надо еще заниматься сольфеджио, петь в хоре, где без названия нот никак, а так как Б. пишет, что надо воздержаться от подобных вещей (полиладотональности), то не знаю, имеет ли смысл тогда заниматься по Б. на данный момент?
________________________________________________________________________
Сергей
Это не тормозит формирование "портретов", но они не закрепятся за абс.названиями нот, а будут привязаны к относительным ступеням. То есть это не позволит сфрмироваться АС в соответствии с гипотезой Бережанского. Будет развиваться только ОС. Но это вовсе не значит, что нельзя петь или играть в других тональностях в период занятий по методике. Нельзя лишь петь в других тональностях с НАЗВАНИЯМИ НОТ, так как одни и те же ладовые портреты (ощущения) будут называться разными именами. Вероятно, игра и пение в других тональностях несколько замедляет процесс формирования АС, но без произнесения названий нот это допустимо.
________________________________________________________________________
Дима
Полностью согласен с Сергеем. Курс не может повлиять отрицательно на способности, развитые до этого. Ничего подобного я у себя не замечал.
________________________________________________________________________
Евгений
Лично я 3 диск прошел полностью, включая 21 упражнение. Перешел к другим октавам. Чем дальше, тем интереснее заниматься. Сказка. Как наркотик.
________________________________________________________________________
Eatmystrings
Ya prohodil ves' kurs god nazad, mne ne pomoglo voobche, hotya delal vse pravil'no. I druz'yam moim, kstati, toge ne pomoglo.
________________________________________________________________________
Сергей
Eatmystrings, можно Вас пораспрашивать, как человека прошедшего всю методику? (помните - "Его пример другим наука") Ваши впечатления очень ценны и интересны, так как здесь никто еще успел пройти всю методику.
- Вы можете распознавать все 12 ступеней До мажора в темпе ~ 160 в 5 октавах (после настройки)? Вы для нас, занимающихся по курсу, действительно очень интересный собеседник, свидетель... Поделитесь, пожалуйста, опытом. Спасибо!
________________________________________________________________________
Eatmystrings
Otvechay: Net ya ne mogu raspoznat' vse 12 stupenei do majora v tempe 160 v 5 oktavah posle nastroiki.  ________________________________________________________________________
Сергей
Спасибо за ответ. Хотелось бы уточнить - Вы точно имеете ввиду курс Бережанского? У меня впечатление, что Вы говорите о другом курсе, например, курсе Берджа.
________________________________________________________________________
Eatmystrings
Сергей, Da ya govory o kurse Dave Lucas Berdge A vi kak ya tol'ko chto ponyal net. Sorry, mi s vami govorili o raznih vechah, chto za kurs Bereganskogo, mogno popodrobnei uznat'?
________________________________________________________________________
Сергей
Eatmystrings, Вы название топика, в котором пишите, прочитали? Наверное, Вам были непонятны мои вопросы. Просто методика Бережанского построена от простого к сложному, это тренировка распознания ступеней на основе ладовых портретов - начиная с трезвучия C dur и темпа 30 до хроматизма в темпе 160 (не только это). Предполагается, что если заниматься долгое время строго в одной тональности, то в какой-то момент ладовые портреты превратятся в абсолютные - те самые краски, о которых так любит рассуждать Dave Lucas Burge.
________________________________________________________________________
Дима
Методика рассчитана на любого желающего развить слух до абсолютного. Опыт, навыки при этом не учитываются никак. Научился узнавать ноту после настройки в до мажоре, затем незаметно для себя научишься узнавать отдельно звучащую ноту и без настройки. И т.д. вплоть до того состояния, когда звучащий музыкальный фрагмент явно уводит слух в другую тональность, а ноты продолжаешь почему-то распознавать, это уже уровень 21 упражнения. Cлушал я 17 упражнение. Не знаю что в нем для всех такого трудного. Я сейчас тренирую 5 нот на темпе 150 в четырех октавах. В режиме тестирования меньше 120 на четырех октавах не набираю, тестируюсь на темпе 110 50 нот не более 10% ошибок. Мало того я с утра проходил 21 упражнение (записанные на диктофон мелодии в разных тональностях, только на белых клавишах). Но я считаю, что понятие "прошел" весьма относительное. Да сейчас у меня получается гораздо лучше распознавать ноты в одноголосных мелодиях разных тональностей сыгранных на фортепиано, но это все равно не предел, просто надо заниматься дальше и все. Я сейчас отгадываю с утра две одновременно взятые ноты, правда, не всегда, иногда ни ту, ни другую ноту не могу отгадать. Я занимаюсь ровно 9 месяцев. Планирую месяца через 3 взяться за черные.
________________________________________________________________________
Eatmystrings
Сергей, U menya kstati slogilos' vpechatlenie chto vi etu metodiku prodaete ili vi I est' Bereganskii. Takuy sil'nuy reklamu sdelali!!
________________________________________________________________________
Сергей
Я просто старался давать объективную информацию, отвечая на вопросы. Или получать объективную информацию, как в случае с Вами. Я нигде не писал того, чего не знаю, типа, "покупайте методику Б. и у вас Абсолютный Слух увеличится на 5 см". Согласен, когда вещь достойная, то подробная информация о ней равноценна рекламе. Самому мне пришлось ее покупать, более опираясь на интуицию. Я купил сначала только первую часть, но? познакомившись с содержанием, сразу докупил остальные - "куй железо, пока горячо", а то мало ли что... Вот, опять, вроде реклама, а на самом деле - здравый смысл.
________________________________________________________________________
Anna
Я обучаюсь по методике П. Н. Бережанского с конца июля. К сегодняшнему дню мною освоены первые 7 дисков, и в ближайшее время я планирую перейти к заключительной части курса. К сожалению, несмотря на важность постоянной работы с записями, заниматься ежедневно мне не удается: в течение этих полутора месяцев у меня порой возникали вынужденные перерывы в обучении, иногда - продолжительностью до 4-5 дней. В среднем в день на выполнение заданий я трачу 40-70 минут. На данный момент узнавание звуков белых клавиш в пределах исследованных 5 октав у меня сложностей не вызывает, но "переноса" пока нет: хотя названия звуков в упражнениях считываются моментально, при восприятии любой другой музыки их автоматического узнавания не происходит. В инструкции к курсу есть фразы: "Каждое задание подготавливает выполнение следующего" и "Содержание, объем и последовательность заданий являются оптимальными". Тем не менее, субъективно их сложность воспринималась мною иначе. Зачастую последовательность упражнений не вызывала желаемого ощущения поступательного продвижения от простого к сложному, порой казалось, что переход от легкого задания к трудному произошел неоправданно быстро и скачкообразно либо, напротив, удивлял неожиданный "регресс". Например, для меня наиболее проблемными были задания, в которых звуки белых клавиш разных октав давались вразнобой (№36); после этого узнавание звуков в мелодиях (№37) казалось чем-то уже само собой разумеющимся. Также в заданиях с узнаванием серии звуков (как в первой, так и во второй части) мне было бы гораздо проще пойти "от противного": от четырех звуков к двум (несмотря на увеличение темпа). В оригинальном варианте же узнавание двух звуков позиционируется как более легкое задание.
P.S. Мне 22 года, 8 лет назад я окончила музыкальную школу по классам фортепиано, флейты и клавесина (с отличием), во время обучения занятия сольфеджио, в т.ч. написание диктантов, доставляли удовольствие, но, несмотря на достаточные для музицирования слуховые данные, АС не было никогда.
________________________________________________________________________
Дима
Вот тебе и на. Anna, полный респект. Похоже, у нас появилась "вторая Лена Залесова" (весь курс за 4 месяца). Я 9 месяцев занимаюсь и не могу еще сказать, что вторая часть пройдена. Anna, пожалуйста, не уходите с форума, хотя бы несколько недель, у меня, я думаю и у других, будут к Вам вопросы.
Вот только что проходил 17 упражнение, правда, только двойки. Все распознал без проблем. Может трудности вызывает то, что он иногда уходит во вторую и в малую октавы и это путает? Да, не исключено, что 17 упражнение вызвало бы у меня не меньшие трудности месяца три назад. Просто за это время, не слушая практически дисков, я здорово вырос. И объективный показатель — тот доступный темп, который я набираю при тестировании. За три месяца этот темп вырос на 25-30.
________________________________________________________________________
Евгений
Фактически я узнаю каждую ноту, при этом слух не уплывает куда не надо. Тональность я определяют по последней ноте, а не по какому-нибудь характерному оттенку. Конечно, я пока не такой профессионал, чтобы определять модуляции, но надеюсь научиться. Сейчас это для меня не столь важно. Вообще, в 21 упражнении важно узнать ноты прежде всего. Б. вроде писал, что для прохождения 21 упражнения достаточно определить тональности, т.е. требуется узнать лишь часть нот, но я узнаю сейчас все. Узнавание происходит на автомате. Вообще, месяца два назад я пробовал самодельное упражнение на интервалы (гармонические). Тогда я про себя заметил, что могу узнавать верхний тон. Правда, я не стал углубляться в этот вопрос.
Сергей, после твоего комментария у меня сложилось впечатление, что ты разочаровался в методике? Или не так? У меня обратное мнение. Все идет как надо.
________________________________________________________________________
Сергей
Конечно, не так. К тому же, право разочароваться у меня будет только после того, как я пройду всю методику. И заниматься мне нравится.
________________________________________________________________________
Евгений
Сейчас прохожу три октавы. Очень интересные ощущения. Чувствую, как растет скорость распознавания благодаря дальнейшему усложнению. Я уже понимаю, что дальше человек при распознавании уже сознательно не будет успевать прочувствовать ступень, но при этом все равно распознавать. Впрочем, это стало у меня раньше происходить. Я лично все больше убеждаюсь, что методика дает АС.
________________________________________________________________________
Сергей
Предлагаю ни на что не претендующий элементарный тест - просто ради интереса. Скажу сразу, что лично я его, к сожалению, почему-то не прошел. Ниже я выкладываю mp3 файл фрагмента одного из упражнений методики Бережанского, но замедленный до темпа 15. Условия: нужно послушать файл до занятий по методике, желательно с утра, и определить ноты. Если, вы сегодня уже занимались по методике (либо иначе получали настройку в тональности), то отложите прослушивание до завтрашнего утра. Надеюсь на чистоту эксперимента и вашу честность, и жду комментариев.
________________________________________________________________________
Евгений
Сергей, я выполнил твое задание. Предварительно я не занимался. Узнал все ноты, кроме первой. Почему-то первый раз взял ее как ми. Хочу еще заметить, что тестировался в наушниках, что для меня несколько сложнее, т.к. обычно через колонки слушаю.
________________________________________________________________________
Сергей
Если ты услышал ее как Ми, т.е услышал ладовый портрет 3й ступени, то следующая нота должна быть соответствующей нотой-ступенью (по понятным причинам я не хочу писать "ответы", но ты, надеюсь, поймешь)... Что случилось, почему потом изменилась настройка? После первой ноты ты остановился и проверил себя что ли? Хы...
________________________________________________________________________
Евгений
После первой ноты я не останавливался. Я раньше как-то писал, что разные ноты у меня в разной степени освоились. Я потом, конечно, проверял последовательность. В этом распознании есть некоторый автоматизм. Вообще, когда я распознаю ноты я четко различаю их независимо от того, как они следуют. Есть, конечно, шероховатости. Не всегда автоматизм срабатывает, но я уже почувствовал, что такое интериоризация. Поймешь сам, когда пройдешь 21. Не нужно будет никаких слов.
________________________________________________________________________
Сергей
Евгений, то есть ты уже распознаешь ноты вне монотонального До мажорного контекста и ладовых функций, изолированно? Значит у тебя уже абсолютный слух. Значит, по идее, те ноты, которые ты распознаешь хорошо, ты должен распознавать в любом контексте. В темпе 15 у меня все ноты одинаково хорошо распознаются на 100%. Это при условии, что я правильно слышу тонику. Если ошибка произошла с какой-то нотой, значит тоника услышана неверно, ведь ноты мы определяем по ладовым портретам, а они формируются благодаря отношению каждой ступени к тонике. А, следовательно, и остальные ноты буду распознаны неверно. Таким образом, мне все-таки непонятно, как можно ошибочно услышать третью ступень в максимально медленном темпе, зато верно распознать остальные, если слушать не останавливаясь. Нестыковка. Все-таки, Евгений, наверное, у тебя уже есть АС.
________________________________________________________________________
Евгений
Ну, а как же я тогда 21 упражнение прошел?
________________________________________________________________________
Дима
Сергей, вроде прошел я твой трек. Я про эту проблему писал еще в апреле или даже в марте, что звуки на очень медленных темпах угадываются гораздо труднее. Проконсультировался с Бережанским, он сказал, что это связано с тем, что каждый звук в очень медленном темпе претендует стать тоникой, и слабое еще ощущение базовой тональности просто теряется.
________________________________________________________________________
Сергей
Ноты в методике распознаются в СИСТЕМЕ. Система выстраивается относительно тоники, даже если на протяжении всего упражнения не прозвучит ни разу До, он сидит у тебя внутри, хоть ты о нем и не думаешь. Если эту настройку сбить (а она сбивается элементарно при отсутствии АС), то все ноты будут распознаваться относительно другой тоники. В этом проблема. Поэтому, если ты первый звук распознал неверно, то должны слететь и остальные.
________________________________________________________________________
Евгений
Я понимаю, что мы распознаем в СИСТЕМЕ. Видимо, меня уже ничего не сбивается - все-таки я прошел 21 упражнение, включая и твое. Знаешь, в мелодиях бывают такие обороты, где чувствуешь, что тебя хотят сбить, а ты этого не делаешь... все равно распознаешь.
________________________________________________________________________
anti_smithhh
Получается, что когда будет достигнута цель упражнений, то Вы по музыкальному фрагменту не будете прогнозировать Тонику, а будете "слышать" только ноты?
________________________________________________________________________
Сергей
Вообще, чем хороша методика Бережанского - она работает независимо от того, насколько представления обучающегося далеки от действительности.
________________________________________________________________________
Евгений
Вчера взял одно из самодельных упражнений и замедлил его темп. У меня все распозналось нормально, без проблем. Только один раз не распозналось... Ре. Правда, в других случаях с ним не было проблем. Кстати, я давно уже не пою попевки. Во второй части я их уже не использую - и живу пока без проблем, двигаюсь вперед. Я иногда даже удивляюсь, как я в других октавах без особых явных настроек узнаю.
________________________________________________________________________
Сергей
Тогда еще тест, можно слушать в любой момент, но только одно прослушивание.
________________________________________________________________________
Евгений
Я прошел твой тест. Узнал все ноты без проблем с первого раза. Или нужно еще и аккорды? Все-таки интериоризация сделала свое дело. Ты же знаешь, насколько трудно 21 упражнение. Спасибо за упражнения. Они вселяют уверенность в методике. Конечно, заявления о прохождения тестов в инете выглядят с доказательной точки зрения смешно, но все-таки люди в любом случае имеют возможность убедиться в реальном действии методики на практике.
________________________________________________________________________
Дима
Я такой тест каждый день прохожу. Вставая с утра, я обязательно распознаю ноты на фортепиано без предварительной настройки, мало того, бывает, что до этого, первого в течение дня, теста я слышу музыку по радио, например. Три недели уже я с утра распознаю не по одной ноте, а по две, взятых одновременно, правда пока не всегда получается все так как хочется.
________________________________________________________________________
Сергей
Теперь я, кажется, понял, настройка всегда в тебе, даже если музыка перестраивает слух в другую тональность. Собственно, это проявление АС. Ну, так это радует!!! (ты, конечно же, проверил потом себя?) - значит методика Бережанского действует! Это еще раз показывает, что она действует независимо от того, что думают занимающиеся по ней. Интересно, что думает Руди про все это? Руди, Вы видите, похоже, что методика Бережанского все-таки действует! Люди начинают распознавать ноты невзирая на "ложную настройку". Возможно, это еще не АС, но на пути к нему - ведь и пройдено Евгением всего половина курса, а такие симптомы!
________________________________________________________________________
Дима
Ощущение базовой тональности будет всегда, только неосознанно. В будущем мы будем четко слышать в фа мажоре, что фа-тоника, но почему-то, все равно ощущать что это именно фа.
________________________________________________________________________
Сергей
Дима, я тоже излагал в свое время такую теорию в разговоре с Руди, типа, в иерархии тоник-центров (тоника тональности произведения, временные тоники гарм. оборотов, отклонений, тоники аккордов) существует некая супер надтоника, которую помнят абсолютники и не могут запомнить относительники. Это своего рода Солнце, вокруг, которого все вращается. А относительники думают, что вращается все вокруг их Земли и готовы жечь на кострах осуждения абсолютников, с вердиктом "зачем он нужен?"
________________________________________________________________________
Евгений
Я вот и думаю сейчас, чувствую ли я это ладовое притяжение на данном этапе. Какие-то физиономии сформировались... и, вроде, когда я слышу, например, Ре я не успеваю прочувствовать какое-то притяжение. В общем, тебе лучше самому пройти 3 диск и во всем разобраться. С твоим опытом, возможно, это будет проще.
________________________________________________________________________
Сергей
С теорией Бережанского в первую очередь не согласны сами абсолютники, так как она совершенно не подтверждается никакими их ощущениями. Я слышал такое мнение абсолютника - "чушь! я прекрасно помню - никаких ступеней и ладовых портретов я не чувствовал, в одной тональности не сидел, тем более попевок не пел, не пел вообще ничего - просто запомнил ноты - сначала одну, вторую, затем остальные".
________________________________________________________________________
Евгений
Боюсь, что они лукавят. И вряд ли у абсолютников есть какое-то особенное сверхчувство - не верю. Другое дело, что ладовые портреты меняются при изменении тоники. Б. объясняет все через интериоризацию. Что ж нам остается это проверить.
________________________________________________________________________
Сергей
Я с тобой полносью согласен. И я так же спрашивал Руди, по каким еще характеристикам может распознавать высоту абсолютник. Он не смог ответить, но, кажется, заметил, что это может быть совокупность качеств, либо еще что-то, чего мы не знаем. Однако "отсутствие разменной монеты не является оправданием бесплатного проезда". То, что на сегодняшний день нет более "изящной» гипотезы объясняющей АС, еще не делает ее стопроцентно верной. Поэтому доля здорового скепсиса не помешает. А абсолютники не лукавят - они, возможно, заблуждаются, так как процесс становления АС в детском возрасте скрыт от наблюдения, как и многое другое в психике человека. Мы же не замечаем, как наш вестибулярный аппарат учится удерживать равновесие при езде на велосипеде.
________________________________________________________________________
Евгений
Я понимаю на теоретическом уровне, что противоречия с абсолютностью, в книге снимается через интериоризацию. В этом отношении гипотеза Бережанского, на мой взгляд, выглядит непротиворечивой, но для нас она требует проверку практикой. Насколько я понял, интериоризация пронизывает всю нашу жизнь. Другое дело, что она может и не привести к нужному результату.
________________________________________________________________________
Builder_Rabbit
Купил книгу и весь курс, начал заниматься. Желание огромное. Но еще есть стимул огромный - я поспорил на приличную сумму, что слух можно развить.
________________________________________________________________________
Snow King
Я уже больше полугода занимаюсь и слушаю сейчас 7й диск. Узнаю все звуки ф-но (хотя ещё не слушал заданий на хроматику), слышу все звуки про себя. Узнаю простые тональности при написании диктантов (сравнивая по басу, т.е. не просто тональность как таковую). Но ни при прослушивании музыки, ни при съёме, тональностей не узнаю, как и звуки в других тональностях (хотя вроде абсолютная высота тона-то та же). Видимо, курс не сделает из меня абсолютника, как мой одногруппник в училище - звучит всё, что угодно, а он говорит высоту звука. Но он очень продвигает вперед слух вообще (как отличный курс по сольфеджио): быстрее соло снимаются, пение чище, что-то узнается на слух.
________________________________________________________________________
Сергей
Вчера я получил интересный опыт. Слушая упражнения в наушниках, зашел в магазин. Там играла какая-то музыка. Звуки До мажора в плеере приобрели окраску фригийского лада и я стал слышать Ми, как фригийскую тонику. Стало понятно, что та музыка была в Ми миноре. При этом все звуки продолжали отгадываться правильно - я как бы слышал одновременно два лада - До мажор и Ми фригийский. Выйдя из магазина, я некоторое время продолжал слышать одновременно До мажор и фригийскую Ми. Потом это исчезло.
________________________________________________________________________
Евгений
Я вот вчера в упражнениях на трех октавах добился таки интериоризации - звуки сами по себе стали узнаваться, автоматически. При этом начинаешь испытывать удовольствие при узнавании. Все-таки при интериоризации восприятие становится "своеобразным". Я знаю, что без него я бы не прошел 21 упражнение, но чтобы его пройти, нужно попотеть над предыдущими упражнениями. Особенно это касается предыдущих упражнений, начиная с 17. Я долго мучился со 160 темпом в 19 упражнении. 18 упражнение тоже уйму сил отняло, пока 120 темп дался. 17 упражнение тоже весьма не простое. Мой вывод: методика работает. Это мое личное мнение. Многие здесь думают, что они умнее Бережанского, при этом на самом деле им еще расти и расти до его опыта. Хорошо, если мнение подкреплено хорошей аналитикой, а то просто люди выдергивают факт, причем нередко из слухов. Я вижу, что книга Б. очень сложна для многих. Я сам не все с первого раза понял. Сейчас перечитываю иногда для себя некоторые моменты и их обдумываю. Книга не на одно чтение. Там много специальных терминов и много ссылок. На самом деле книга хорошо выверена по смыслу, но слог сложный. В общем-то, она не на обывателя. Попробуйте почитать, к примеру, десятитомник Ландау, Лифшица. Вы мне тоже самое скажете, что и сейчас. В общем, научные книги не для простого чтения.
________________________________________________________________________
anti_smithhh
Я уверен, что вы все научитесь определять ноты на слух. Но, к сожалению, это не доказывает логичности выводов книги. Книга и Методика в данном случае далеки от единства! Методика основана на выводах Книги, но в книге аргументы и выводы не везде связаны логикой, и это самая острая проблема изложения, она острее даже слога изложения.
________________________________________________________________________
Евгений
Психология как наука сильно отличается от физики, к примеру, как по предмету изучения, так и по методологии и стилю изложения. На мой взгляд, Б. все же постарался изложить довольно сложные вещи для понимания. Возможно, даже разжевать. В этом смысле она находится между популярными изданиями и научными трудами. В учебниках ведь тоже часто излагают неполные доказательства и т.д. по разным причинам. Я лично тоже критиковал книгу ранее. Но вот я ее перечитываю и несколько по иному начинаю на ее смотреть, учитывая свой внутренний опыт по методике.
________________________________________________________________________
Builder_Rabbit
Я еще на первом диске сижу. Хотя конечно прогресс на лицо, но уж больно медленно. Думаю, у меня в таком темпе на развитие АС уйдет лет пять.
________________________________________________________________________
Сергей
Я попробовал это 21-е и обнаружил, что уже по первым двум-трем нотам могу сказать, что за тональность. К сожалению, это не совсем то, что требуется, насколько я понимаю. Поэтому я не стал лишать себя возможности полноценно прослушать эти упражнения - ведь здесь ответы сразу запоминаются. Я хочу пройти это упражнение позже и иначе.
________________________________________________________________________
Евгений
Я прошел это упражнение нормально только тогда, когда освоил все предыдущие упражнение, включая 20 упражнение на мелодии. Оно тоже важно. Кстати, как мне показалось, пение интонаций очень полезно, причем не просто механическое, а с "душой". Я тут ускорил на днях интериоризацию большой октавы, а то она не давалась - слишком густой тембр. Еще я убедился, что если нота "выстреливает", настойчиво выделяется, то это признак интериоризации. Это было со всеми октавами, кроме третьей, которую начал недавно.
________________________________________________________________________
Snow King
Купил неделю назад третью часть курса, но перед тем, как брать новую высоту решил послушать ещё раз сначала все диски по диатонике - последнее "суперзадание" на 7м диске не получается. Бережанский при встрече сказал много важных вещей. В частности: представьте абсолютника, у которого АС с 6 лет, а ему сейчас 20. Это значит, что он пользуется им и развивает его уже 14 лет! Поэтому свой "молодой" АС нужно потихоньку развивать на простом материале и не т ребовать от него сразу всего. Просто потому что он ещё совсем "младенец". По-моему, очень верно! Я успокоился и снова слушаю 3й диск. С Бережанским мы говорили больше часа, и его аргументы прозвучали весомо, он меня убедил! Сегодня на занятии преп. в задумчивости наигрывал какую-то мелодию, и я с удовольствием обнаружил ми-минор. МУЖИКИ, НЕ ЗРЯ СТАРАЕМСЯ!!!
________________________________________________________________________
Юраш
У меня тоже продвижения наблюдаются. Почти все время настраиваюсь на тональности без камертона по попевкам. И не ошибаюсь.
________________________________________________________________________
Евгений
Решил эксперимент провести. Сразу же опишу. Решил взять пресловутое 21 упражнение. Я не стал слушать сначала, а просто ткнул в произвольное место и сразу узнал Ре-Соль -... и сразу после этого по Диминой проге проверил на всякий случай (хотя я уже сам себя могу контролировать). Предварительно я ничего не слушал. Взял после этого 8 трек на 5 диске и тыкаю произвольное место - сразу узнаю Фа малой октавы, теперь беру 7 трек на 3 диске (18 упр) - тоже сразу узнаю. Попробовал задание на четыре октавы - та же самая ситуация. Беру последний трек на 6 диске для третьей октавы, тыкаю в произвольное место. Первую ноту не узнаю сходу. Дальше узнаю. Но с третьей октавой я мало работал, и я знаю, что у меня нет с ней достаточной интериоризации. Ну, еще мелодию возьмем на 6 диске. Тыкаю в произвольное место. Ми второй октавы и т.д. Узнал сходу. В общем, ребята, вам нужно пройти 21 упражнение, чтобы понять меня. Безусловно, память играет здесь очень важную роль, но АС (по гипотезе Б.) - это нечто большее, чем просто память. В общем, в эксперименте я не делал никаких предварительных настроек. Интересно то, что если бывают осечки, то я знаю, что это осечка. Вчера пробовал упражнения на поступенное движение на 7 диске (пока только на две ноты) - не все гладко, т.к. третью октаву я еще не разрулил. Теряюсь в догадках, что будет после прохождения суперупражнения на 7 диске. Для меня вопрос по поводу того, что дает методика Б., уже решенный. Главное, чтобы вы сами для себя его решили. Мало ли чего я скажу. Нужно чтобы у всех получилось.
________________________________________________________________________
Сергей
Для меня вопрос будет более менее решенным после того, как хоть у кого-нибудь здесь прорежется АС (но с учетом оценки своего результата участниками). А полностью решенный, когда у меня будет АС. Однако это не значит, что я мучим сомнениями - мне как-то все-равно, что будет, то и будет. Главное, заниматься по методике мне нравится, слух развивается. Кроме слуха она тренирует реакцию, внимание и т.д. Да и просто интересно - что-то новое в себе попытаться развить. И ведь развивается - каждый раз хоть на немного, но продвигаешься вперед.
________________________________________________________________________
Евгений
Я пробовал вчера вечером и с утра самодельное упражнение. При этом использовал разные "инструменты" на компьютере, включая скрипку, гитару, орган. Все нормально. Проблем не было. Только сегодня с утра у скрипки первая нота не угадалась, потом было все нормально. Я при этом тоже тыкал в произвольное место упражнения. Так что треки методики все-таки тут не при чем. Понятно, что лучше эксперименты ставить на посторонних упражнениях. Конечно, у меня есть еще некоторая зависимость от тембра. Однако я могу сравнить свое восприятие других тембров сейчас с тем, что было полгода тому назад (по памяти, к сожалению). Прогресс налицо. Тембровая зависимость явно ослабла, что соответствует стадиям АС, описываемым в книге Б. Сегодня, как я и обещал, я осуществил эксперимент. Я смог мысленно внутренним слухом представить все ноты, причем достаточно ярко. Полгода назад такое казалось немыслимым. Впрочем, я иногда раньше уже замечал, как я на автомате внутренне пропевал ноты, что-нибудь делая, но не задумывался над этим. Думаю, что это первые признаки активности. Получается, что при пении и при узнавании я использую внутренние представления. Музыку я вообще легко внутренним слухом воспроизвожу и схватываю, но отдельные ноты, их представления, раньше не давались. А все-таки произошло долгожданное событие.
________________________________________________________________________
Сергей
К сожалению, другие "методики" не содержат на деле никакой методической идеи, которая бы целенаправленно вела к цели от простого к сложному. Я был бы рад, если бы мне бы попалась методика, которая реально бы позволила слуху "зацепится" за ноты. Они обычно предлагают по методу барона Мюнхаузена вытащить себя за свою же косичку - то есть, как написал Евгений, надо иметь АС, чтобы ими воспользоваться.
________________________________________________________________________
Basstriker
Я больше не хочу говорить о Бережанском с какой-либо негативной стороны. С меня хватит. Я тут допустил о нем противненькие высказывания (сам не подразумевал плохого, но так прозвучало), и больше не хочу быть противен самому себе. Речь шла не о том, что его критиковать нельзя, а о том, что надо соблюдать какую-то корректность, что-ли... По поводу Бога: повторюсь, что если Бережанский вызывает такой эффект, то, в музыкальном контексте, это достойно восхищения. Человек сделал что-то реально привлекательное. Причем, заметьте, эффект этот вызван не книгой, а самой системой упражнений. Попробуйте позаниматься - может и Вы станете счастливы, наконец?
________________________________________________________________________
Евгений
Я заканчиваю вторую часть (7 диск). Мне мешается только третья октава. С ней нелегко работать, но все-таки я с ней продвинулся. Делаю сейчас упражнения на 5 октав. Даже суперупражнение чуть-чуть поддалось. В общем, понял, что скоро закончу 7 диск, как только 3 октава станет "родной" до конца.
________________________________________________________________________
fretlessmind
Евгений. А вот интересно. До начала работы со слухом, какие у вас были способности?   ________________________________________________________________________
Евгений
Никаких, т.е. я не имел дело со стандартным курсом сольфеджио. Уж ноты точно не мог распознавать. Как только время реакции выходит на нужный уровень (по Бережанскому), начинаешь узнавать звуки независимо от контекста, т.е. абсолютно. Кстати, на собственном опыте я понял, что время реакции 0,4-0,5 сек. играет ключевую роль. После этого появляется реальная абсолютность восприятия. Испробовал на разных октавах. Причем эти значения, похоже, у всех людей практически одинаковы, т.е. перед тем, как сделать методику, Павел Николаевич проделал большую экспериментальную работу по определению необходимых параметров. Сейчас я вышел уже на внетембровый уровень распознавания звуков. Это дает вторая часть. Сказка. Я пробовал разные инструменты. Получается. Позавчера пробовал все черные на медленных темпах. Могу уже распознавать. Но я еще полностью не перешел в третью часть, но эксперимент показал, что дело в шляпе. Так что методика Бережанского рулит однозначно. Также уверен в ее теоретическом обосновании. Пробовал тут самодельное упражнение на интервалы. Верхний звук без проблем узнаю.
________________________________________________________________________
Сергей
По-моему, просто музыкантом (исполнителем) быть мало, чтобы заниматься данной проблематикой. Надо быть именно психологом, педагогом, ученым, преподавателем-сольфеджистом, имеющим большой практический опыт по развитию слуха. Таким Бережанский и является.
________________________________________________________________________
Роман
Учёным уж точно не является (судя по его "научному" определению АС, да и вообще по той чепухе написанной в книге)
________________________________________________________________________
Сергей
Роман, хотите поговорить об этом? Дайте научную, по-вашему, верную формулировку, аргументировано покритикуйте "чепуху", тогда Ваши слова не будут выглядеть завистливым шипением.
________________________________________________________________________
Basstriker
Никогда не думал, что придется защищать Бережанского, но хочется сказать. Я уже написал в соседней теме, что, после пяти месяцев упорной работы, думая, что АС у меня в кармане, я пришел к кризису, когда понял, что не могу точно и всегда узнавать даже одну из ТРЕХ нот, если они звучат при случайном выборе не только самой ноты, но и миди-инструмента. Я понял, что, помимо разбирательств в том, чем одна нота отличается от другой и какие у них у всех "портреты", индивидуальные лица и т.п., существует главный вопрос из трех слов: КАК ЗАПОМНИТЬ НОТУ. Как запомнить ноту – это не просто слова, это требует понимания какого-то особого принципа! И Бережанский дал свой ответ на этот вопрос. Его методика этому и служит, игнорируя, правда, другую, "вслушивательскую" традицию. Хорошо его методика это делает или нет, не знаю. К сожалению (по плодам судят), люди не могут развить АС по Бережанскому годами. Но его методика единственная пока, как я понимаю, которая реально пытается позволить людям запомнить ноты. Вместо призывов к вслушиваниям с умалчиванием о том, что то, во что Вы вслушиваетесь, будет постоянно забываться.
________________________________________________________________________
Дима
Очень интересный вопрос. Во-первых, кого Вы имеете в виду, кто занимался годами и никаких результатов, я занимаюсь 1 год и 1 месяц и в нотах как Вы уже давно не путаюсь. И самый главный вопрос, что понимается под АС. Способность узнать отдельный звук это — АС? Помнится, в музыкальных школах нажимают клавишу на инструменте и если ребенок безошибочно и без поиска повторяет нажатую — считают что у него АС. Я могу узнать совершенно безошибочно 10 из 12 клавиш без какой-либо предварительной настройки. Это АС или нет???
________________________________________________________________________
Юраш
Действительно звуки воспринимаются без сравнения друг с другом. А то, что распознается, распознается быстрее, чем по интервальному слуху.
________________________________________________________________________
Сергей
Уткин в данном случае не преследовал научного обоснования и назвал так, как было бы понятно окружающим. Он вообще довольно осторожно о многом пишет (как, кстати, и Брайнин). Понимает, что это может вызвать шквал нападок, подобных тем, что мы имеем у Бережанского. Бережанский набрался смелости, так как считает, что сделал серьезное открытие.
________________________________________________________________________
Ых
Знаете, тоже вот купил курс, прохожу потихоньку, 3 месяца. Пока прошел 3 диска, кроме 17 и 21 упражнений (пока есть небольшие трудности, 17 про себя легко все ноты распознаю, как только начинаю петь вслух, дальше троек не получается, хотя 18 и 19 и 20 идут очень легко, без напряга, все ноты распознаю по ладовому портрету). Тут недавно был в трен. зале, совершенно случайно обнаружил, что блины на штанге скрипели (они у нас немного не новые) на ноте си (просто выскочило в голове - что это именно она). А потом они же на ноте почти фа, это уже было минут через 10. А потом пришел один товарищ и врубил музон, и я после этого уже нихрена не распознавал. Вот интересно, о чем это говорит? Музыку пока плохо разбираю, иногда некоторые ноты проскакивают в голове и все, но неуверенно. Однако утром встаю и четко пою ми без настроек, хорошо ее помню, и соль тоже. Вот такие пока у меня успехи.
________________________________________________________________________
Сергей
Очень хорошие!
________________________________________________________________________
Алекс
Скажу честно, я в теории не силен, и многих вещей в книге Бережанского просто не понял хотя и муз. школу закончил и учусь в училище, но курс, кстати, приобрел, занимаюсь уже месяц, очень был высок интерес к курсу, да и вообще мы же ничего от этого не теряем, я считаю, что ни я, ни Евгений и другие тоже ничего не потеряли. Курс действительно хорош, по нему интересно и увлекательно заниматься, и одно могу сказать точно, что ОС он развивает и разовьет хорошо (я за месяц занятий ощутил положительный результат), а разовьет ли АС (конечно, хотелось бы, я, да и остальные на это искренне надеемся), время покажет. Я думаю об эффективности можно будет говорить после прохождения первой части и выполнения 21 задания. Да и мне интересно, как это скажется на моем курсе классического сольфеджио в училище, улучшится ли успеваемость по предмету, у меня пока четверка, но очень уж хочется пять по сольфеджио. В любом случае путь к достижению цели только один, ЗАНИМАТЬСЯ. И я уверен, что положительный результат от курса П.Н, будет у всех, надеюсь, он будет в виде АС.
________________________________________________________________________
fretlessmind
Польза от курса Бережанского очевидна. Я уже писал, что у меня был диатонический АС на день. Недавно я обнаружил, что после сна, без настройки я могу пропеть любую ноту до-мажорной гаммы. Сегодня проснулся: захотел фа пропеть. Получилось. Никакой настройки.
________________________________________________________________________
Евгений
Результаты как раз замечательные! Еще немножко осталось. Даже Сергей доволен, хотя у него проблемы с совмещением профессиональной деятельности и методики. А так бы он уж точно закончил методику к этому времени. Кстати, Сергей говорил и приводил пример знакомой девушки, что абсолютники могут слышать названия нот в звуках. Возможно, не все, но это примечательный факт. Я могу слышать эти названия при распознавании и это, возможно, косвенный признак верности методики Б. и его теории.
________________________________________________________________________
Tornado
Сделал Бережанский полезный курс? Сделал! За что ему и спасибо. Он в области автоматизированных методик пионер.
________________________________________________________________________
Дима
Самый забавный пример, в доказательство этого утверждения — это сам Lucky. Занимался он по методе Бережанского года полтора наверное, посты писал, в которых благодарил Бережанского за его методику, поклоны низкие ему вешал, а теперь такое пишет. Можно сказать только одно — политическая проститутка вы, товарищ Троцкий.
________________________________________________________________________
Сергей
Да, вроде даже АС приобрел...
________________________________________________________________________
Дима
Ну нет, АС он приобрел после Берджа. Когда позанимавшись изрядно Бережанским начал, наконец-то, в звуках какие-то "краски" слышать, "ля" у него загудела, "си" — засипела, ну и т.д. все успехи списал он на Берджа, расхвалил его, (только методику не смог в двух словах описать, наверно потому, что описывать там нечего) и вот тогда-то его и осенило, что оказывается каждой высоте присущ свой тембр Сколько Вы не критикуйте Бережанского, но именно монолад дает возможность звуки отличать и распознавать. Основная ошибка Бережанского в том, что он не заостряет внимания на том, что когда человек научился при помощи монолада распознавать звуки он должен отойти от него и научиться в каждом угаданном звуке почувствовать свое лицо, а это действительно возможно только на медленных темпах. Хочу предостеречь всех, кто занимается по Бережанскому. НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА ВЫСОКИМИ ТЕМПАМИ. РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО НА ТЕХ ТЕМПАХ, НА КОТОРЫХ СОВЕРШЕННО СВОБОДНО УСПЕВАЕТЕ ПРОПЕВАТЬ ЗВУК ВНУТРЕННИМ ГОЛОСОМ. ПРОПЕВАНИЕ СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОРТРЕТА НОТЫ И ВЫХОДА ПРОЦЕССА РАСПОЗНАНИЯ ИЗ-ПОД ДО-МАЖОРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ!!! Я это игнорировал и гнался за темпами. Поэтому процесс формирования АС у меня затянулся.
________________________________________________________________________
Ых
Так, я поступил сегодня более-менее по-научному, рассказываю: С тремя людьми с разным уровнем слуха (без абсолютного), провел эксперимент, посадил, они, не видя клавиатуру, отвечали мне, что они слышат в ноте, какой характер звука, все приблизительно отвечали так: до - близко к торжественной, немного резкая, ми - мягкая, теплая, шелковая, фа - глухая, злая, воинственная, напряженная, соль - звенящая, певучая, ля - звонкая, радостная, торжественная, си - напряженная, шипящая, немного тусклая. У всех ассоциации практически совпадали, явных разногласия не было. (Кстати, один из них даже нот не знает). Это, конечно, ничего не доказывает, но факт. И сам, кстати, себя ловил, когда на больших темпах по Бережанскому занимался, что уже о ладовом тяготении не думал, а слушал только тембр звука, и сразу в голове мелькало название ноты. ________________________________________________________________________
Сергей
Все, сегодня убьюсь абстену. Взяли любых людей без АС и у всех тут же оказался АС, надо только им сообщить, что когда они слышат "торжественную" - это До, "мягкую" - этом Ми, "звенящую" - это Соль и т.д. Вот делов-то. А заодно мимоходом опровергли чудака Бережанского - ассоциации у всех одинаковые, значит, качества заключатся в самом звуке, а не в восприятии. Зачем я заглянул сюда?... Яду мне, яду!!! Одни, не имея никакого представления об этом, эксперименты ставят и "обнародуют", другие пишут "научные" работы раз в три дня (это называется графоманство), опровергают Бережанского и мимоходом вскрывают "истинную сущность" АС, третьи создают методики на основе взятых с потолка идей об уменьшенных интервалах, четвертые изобретают неизвестный науке тембр... Дурдом!
________________________________________________________________________
Дима
Да, Сергей просто молодец!!! Великолепно пишет. Ых, а Вам не кажется, что если бы каждая высота обладала бы своим тембром, то любой курс сольфеджио проявил бы этот тембр и сделал бы из человека абсолютника? Раз тембр есть, то остается всего-навсего его услышать? Я не думаю, что на это уйдет много времени, по Гулыниной — всего два дня, и вот уже одна нотка всегда и везде узнается? Почему же традиционный курс сольфеджио не вскрывает этого?   ________________________________________________________________________
Роман
Бережанский П.Н., как вы пришли к тому, что АС формируется на основе моноладотональности?   ________________________________________________________________________
Ых
Сегодня слушал до1октавы более 3 тыщ раз (как у Гулыниной написано), ну ни хрена она так не запоминается, как ни крути и что не представляй (слушал синусоиду). Бесполезное, скорее всего, занятие. Потом слушал курс Бережанского, и вроде как понял, что если слушать ноты группами, хотя бы по две, то у них начинает выражаться свой тембр (как хотите это обзовите, но я слышу это именно как особый тембр), и не такой, который когда слушаем интервалы, и не такой когда слушаем ладовое тяготение. Просто ноты реально начинают отличаться, Я думаю, что, скорее всего это фокус восприятия. Надо копать глубже... Буду продолжать пока по Бережанскому заниматься.
________________________________________________________________________
Евгений
Добавлю, что произошел очень большой прогресс в скорости и качестве узнавания звуков тембров различных инструментов за последние полгода. Сейчас усиленно занимаюсь черными. В общем-то, это надо на себе прочувствовать, чтобы понять. Выше я, описывая процесс распознавания, по сути, исходил из собственных ощущений и той информации, что почерпнул из книги П.Н., сопоставляя их.
________________________________________________________________________
Бережанский П.Н.
Роман, отвечаю на Ваш вопрос: «Как вы пришли к тому, что АС формируется на основе моноладотональности?» Почему моно, видимо, понятно. Простая логика показывает, что ступеневое качество музыкального звука может получить в восприятии абсолютный акустический портрет только в условиях одного лада и одной тональности. Во всех других случаях ступеневое качество звука и его акустический портрет меняются в восприятии мгновенно при каждой смене лада и тональности, а, значит, не запоминаются и не узнаются. Поэтому я утверждаю, что АС формируется в моно условиях, а поддерживается и развивается при восприятии обычной полиладотональной музыки.
Что касается ладотональности. Я не придумывал никаких версий о сущности АС. Как и большинство музыкантов, не имеющих АС, я считал эту способность врожденной. В сентябре 1989 году я стал заниматься музыкой со своими детьми, сыну было 4,5 года и дочери 7,5 лет. Занятия по сольфеджио и теории основывались на методике формирования основ музыкальной импровизации Ю.П.Козырева. В апреле 1990 года, т.е. через 7 месяцев занятий, сын неожиданно для меня стал узнавать и называть звуки белых клавиш первой октавы. Проверил и дочь, она также узнаёт звуки. То, что это АС, сомнений не было, т.к. несмотря на небольшой диапазон и количество звуков, узнавание происходило мгновенно, непосредственно, без предварительной настройки и даже при настойчивой перестройке в другие тональности. Узнавались не ступени, а звуки. Было очевидно, что в моих занятиях содержится что-то, способствующее формированию АС. Предположил, что это козыревские «фигуры ладового тяготения». Стал использовать их в занятиях чаще. Действительно, постепенно узнавание распространилось на звуки крайних октав и черных клавиш. В сентябре я взял группу детей дошкольного возраста и проверил возможность формирования АС на основе интонаций ладового тяготения. Все 6 малышей, кто через 3 месяца, кто к концу учебного года, научились узнавать звуки. И это тоже был АС. Не тембровый, не интервальный, не ложный или псевдо, а истинный АС. С тех пор, за прошедшие 18 лет, разработанная и постоянно совершенствуемая методика была проверена на учениках разных способностей и возрастов. Наблюдение за своими детьми и учениками, достигшими высокий и выдающийся уровни АС, также подтвердили его истинность. Изучая литературу на эту тему, увидел, что не только я и не я первый пришел к признанию ладовой сущности АС. По сути моноладотональную сущность АС, не употре#### этот термин и не пытаясь его научно обосновывать, утверждали Жак-Далькроз, Любомирский Г. А., Уткин Б. И., Козырев Ю.П. и «нечаянно» Гребельник С.Г., который, декларируя додекатональный способ формирования АС, показал его моноладотональную сущность, что верно заметил Сергей. Высшим авторитетным подтверждением верности моноладотональной сущности АС явилось найденное мной следующее прямое и однозначное утверждение Б.М.Теплова: «Системное восприятие музыкального звуковысотного ряда играет в выработке абсолютного слуха несомненную, хотя и неисследованную пока роль». (Теплов Б.М. Борисова М.Н. Чувствительность к различению и сенсорная память// Вопросы психологии. – 1957. - № 1. стр. 66). Системное восприятие музыкального звуковысотного ряда – это и есть восприятие музыкального лада. Других систем восприятия звуков в музыке нет. Моя книга, по сути, представляет собой теоретическое обоснование верности гипотезы Б.М.Теплова, а аудио-курс – его практическое воплощение.
________________________________________________________________________

СОКРАЩЁННЫЕ ВЕРСИИ / ABBREVIATED VERSIONS

ФОРУМ 1 / FORUM 1

ФОРУМ 2 / FORUM 2

ФОРУМ 3 / FORUM 3

ФОРУМ 4 / FORUM 4

ФОРУМ 5 / FORUM 5

________________________________________________________________________

ПОЛНЫЕ ВЕРСИИ / FULL VERSIONS

ФОРУМ 1 / FORUM 1

ФОРУМ 3 / FORUM 3

ФОРУМ 4 / FORUM 4

ФОРУМ 5 / FORUM 5

ФОРУМ 6 / FORUM 6

ФОРУМ 7 / FORUM 7

ФОРУМ 8 / FORUM 8

ФОРУМ 9 / FORUM 9

ФОРУМ10 / FORUM 10

ФОРУМ11 / FORUM 11

________________________________________________________________________

ПРОДОЛЖЕНИЕ / CONTINUATION

ФОРУМ 12 / FORUM 12